В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на то, что наступила зима. А значит:

  • сезон штормов на ЮВА и на Чёрном море;
  • возможны обледенения/перебои с энергоснабжением в портах;
  • возможно замерзание топлива и задержки в обработке грузов в портах/на ЖД узлах, перебои в доставке атвотранспортом, отмена авиарейсов;
  • снежный занос ЖД путей и автомобильных дорог;
  • возможны задержки в перетарках и отгрузке автотранспортом по погодным условиям в целях соблюдения безопасности;
  • открывается возможность доставки автотранспортом по зимникам в труднодоступные регионы.

В Китае очередная волна COVID-19. Закрыты некоторые фабрики, в основном на Юге страны. Массового локдауна нет. Необходимо проверять возможность отгрузки вашими грузоотправителями по каждой заявке.

Во Владивостоке из-за непогоды ввели ограничения на въезд и движение большегрузов. На дорогах города зафиксировали гололед (https://tass.ru/obschestvo/16440595 )

 

Дальний Восток

Морской транспорт

Срок поставки через порты Дальнего Востока увеличивается. Причины, озвученные в Письме 01 от

«07» октября 2022, усугубились и к ним добавились новые:

  • существенный дисбаланс импорта и экспорта привёл к тому, что терминалы портов ДВ ввели жёсткое правило: сколько импорта привезло морское судно, столько экспорта и должно увезти. В том случае, если морской перевозчик не набрал достаточное количество экспортного груза, порт может отказать в постановке под обработку судна с импортным грузом до тех пор, пока не будет накоплено необходимое количество экспорта для обратной загрузки данного судна;
  • соответственно, простой судов на рейде увеличивается. Линии, у которых ранее не было задержек и ожидания обработки на рейде, теперь стоят неделю и более, все прочие ожидают обработки по 3 недели и более;
  • следовательно, расписание судозаходов смещается на 14-21 день от заявленной в расписании даты.

В такой ситуации морским перевозчикам, возможно, придётся сократить количество судозаходов, чтобы соблюдать баланс между импортом и экспортом, не нести финансовые потери в связи с простоем судов. А значит количество мест на судах для импорта сократится примерно в 2 раза. Сокращение мест – повод для роста стоимости фрахта.

Железнодорожный транспорт (внутренний)

Ситуация на железной дороге за последний месяц не изменилась. Особое отношение к опасным и любым жидким грузам в портах Дальнего Востока сохраняется.

 

Сегодня стоит ориентироваться на выход поезда не ранее чем через 21 день после сдачи груза на ЖД (то есть завершения таможенного контроля, согласование НТУ/доукрепление – при необходимости). Количество брошенных поездов, отправленных в направлении Дальнего Востока - по прежнему около 40 составов (примерно 4 400 TEU), в виду загруженности терминалов и отсутствия территории под выгрузку, что создает дефицит жд платформ для отправки импорта. Ожидание отправки экспорта из Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Санкт- Петербурга в направлении ДВ - порядка 14-30 дней. РЖД не согласовывает отправки, из-за ситуации на ДВ- и поезда не могут выйти. Московский узел - По отправлению/приему к/п из/в Мск ситуация по-прежнему нестабильная, очень плохо согласовывает ОАО

«РЖД», множество бросаний КП, в пути следования. Задержки в отправлении связаны с увеличением грузопотока (уборкой зерновых, отправка лесной продукции, нефтепродуктов, угля – имеющих приоритет по движению) на Восточный полигоне и Забайкальском, так же на совещании в ОАО «РЖД», было обсуждение увеличения пропускной способности на транссибирской магистрали и БАМе, но планируется больше КП, чем позволяет инфраструктура ОАО «РЖД».

Ситуация в экспортном направлении имеет причину – приоритет для поездов, перевозящих уголь и нефть. Ранее мы сообщали об этом, а теперь СМИ публикуют статьи с подтверждением данных: 

ВМТП возобновляет отгрузку в повагонном направлении в полувагонах. Прикладываем Уведомление порта.

Отправка контейнерных грузов в полувагонах приводит к тому, что увеличивается количество подвижного состава, что позволяет ускорить товарооборот порта и сократить сроки доставки, однако:

  • при перевозке контейнеров в полувагонах увеличивается срок обработки грузовой единицы, так как процесс погрузки/выгрузки гораздо сложнее, чем установка контейнера на фитинговую платформу;
  • увеличится размер станционных сборов по обработке грузов на станциях отправления и назначения в два раза относительно обработки контейнеров, прибывающих на фитинговых платформа (в силу увеличения сроков и трудоёмкости). Уведомлений от станций не поступает, высылаются на подписание Дополнительные Соглашения к Договору в одностороннем порядке;
  • увеличение стоимости железнодорожной перевозки на всех видах подвижного состава за счёт привлечения полувагонов: стоимость аренды полувагона выше, чем фитинговой платформы, вагоны собирают из различных регионов, даже самых отдалённых, и это тоже приводит к существенным затратам (грузы в экспорте в п/в крайне редко доставляются в порт),
  • ЖД тариф на перевозку контейнеров в полувагонах выше, чем на фитинговых платформах. Так как станции не смогут заранее регулировать какой контейнер будет отгружен на каком типе вагона – будут повышены все тарифы равномерно. Однако, РЖД предоставило скидку на ЖД- тариф на отправку контейнеров в полувагонах по ДВЖД. Скидка действует до конца 2022 по дате отправки поезда. 
  • не все станции подтверждают приём контейнеров, перевозимых в полувагонах.

Узнать заранее о типе вагона, на котором отправлен контейнер, не представляется возможным , так как никаких идентификаторов в номерах транспортных средств или в отгрузочных документах (ЖДН) нет.

РЖД, имея опыт сложностей с отгрузкой по такой схеме в прошлом, по ряду направлений ввели корректировку: контейнеры в полувагонах следуют до Екатеринбурга и далее переставляются на фитинговые платформы. Это связано с тем, что в Свердловской области бОльшее количество свободных платформ, чем на Дальнем Востоке.

Автомобильный транспорт (внутренний)

В виду накаляющейся ситуации с отправкой грузов железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в регионы, увеличившимся количеством срочных заказов в связи с окончанием года, убытием значительного количества водителей на юг страны для обеспечения прочих нужд РФ, наступления зимнего периода и усложнения дорожной ситуации, сроки ожидания автотранспорта на текущий момент составляют от 14 суток с момента заказа автотранспорта. Автотранспорт заказывается только после

выгрузки товара с борта судна, так как простой на рейде непредсказуем. Повышенный спрос так же вызвал существенный рост ставок. От машины к машине ставка может заметно отличаться. Владельцы автотранспорта на данный момент находятся в позиции «платите или ждите дальше» - спрос превышает предложение.

Авиационный транспорт (внутренний)

И даже на самый дорогой вид доставки с Дальнего Востока спрос повышен. При размещении букинга сегодня стоит ожидать вылета не ранее середины декабря. Как и каждую зиму, количество рейсов в направлении Москвы сокращено до 2 в день (в связи с погодой), к тому же, в виду задержек в доставке и необходимости доставить значительное количество грузов до 31/12/2022, спрос на авиаперевозки возрос.

25.11.2022 на терминале ВМТП произошло возгорание Перекиси Водорода, перевозимой в IBCтанках. На данный момент ведётся расследование, устанавливаются причины. Инцидент имеет последствия – уведомление ВМТП приводим ниже. Речь идёт обо всех видах транспорта в импортом и экспортном направлениях:

В связи с происшествием, прочие терминалы были опрошены на приём опасных грузов: ВМТК – не принимаю опасные грузы всех классов;

ВМПП - не принимаю опасные грузы всех классов;

Соллерс - разрешенные классы ОГ: 2-6, 8, 9 – требуется согласование каждой отгрузки;

ВСК – принимают различные классы с тщательной предварительной проверкой (терминал регулярно издаёт нотисы по упаковке , согласованию со складом и сц).

Транспортировка любых опасных грузов может быть затруднена. Любая отправка или её проработка требует согласования с портом отправления, портом назначения, линией, станцией отправления, станцией назначения и т.д. В любой момент любой терминал /перевозчик может изменить своё решение. Перевозка опасных грузов – очень длительный и трудоёмкий процесс.

 

Новороссийск

Резкое похолодание создаёт введение опасности штормового предупреждения со дня на день.

Автотранспорта не хватает критически. Причины нехватки транспорта: порт не подтверждает завоз гружёных контейнеров/порожних контейнеров из-под импорта и значительное количество транспортных единиц стоит с порожними контейнерами в ожидании сдачи в порт. Мелкие турецкие линии, обслуживающие направление на текущий момент, имеют договоры только с портом и сдача порожних контейнеров на сторонние терминалы невозможна. Слотов на завоз в достаточном количестве порт не создаёт. Таким образом, ситуация усугубляется с течением времени.

Решением данного вопроса является временная сдача контейнера на городской терминал. Данная мера ускорит оборот транспорта, однако приведёт к дополнительным затратам: доп.перевозка контейнера по городу, хранение, использование контейнера, доп.лифты. Однако, учитывая систему работы порта и линий, других вариантов на сегодняшний день нет. Данный вариант с минимизацией затрат проработан, создан специальный сток для временного хранения контейнеров из-под нашего импорта. Стоимость и сроки мжете уточнить у вашего менеджера по продажам.

В следствии этого на контейнеровозы прирост цен за последние 2 недели составляет 30%, сроки ожидания вывоза увеличиваются. Кроме того, возникает сверхнормативное хранение в порту и сверхнормативное использование контейнеров.

По тентам ситуация несколько лучше, рост цен имеет место, но ограничивается 15%.

 

Санкт-Петербург

Заторов в порту нет.

Вывоз из регионов в Санкт-Петербург несколько осложняется, так как для машин нет обратной загрузки.

ЖД узлы работают исправно, принимают в том числе поезда из ЕС.

 

Екатеринбург и Новосибирск

Проблема с дачей порожних временно решена. Стоки более-менее свободны. Бросание поездов в подходе к станциям. В среднем на 2-3 дня.

Наблюдается дефицит автотранспорта. Задержки составляют в среднем 1-2 дня на текущий момент.

 

Москва

Ситуация на Дальнем Востоке имеет последствия – заторы в порту приводят к заторам на станциях. Так станция Ховрино с 28/11/2022 сокращает период свободного хранения до 2 суток (уведомление прилагаем).

Снова автотранспорт задерживается под обработкой что приводит к увеличению сроков доставки московских станций на склады грузополучателей, а значит может привести к затратам по хранению на станциях, сверхнормативному использованию контейнерного оборудования, простоям под погрузкой/выгрузкой автотранспорта.

 

Международные железнодорожные перевозки ЮВА – РФ

На сегодняшний день поезда отгружаются более-менее в срок (сдвиги до 10 суток), в пути задержек нет, в том числе и на границе. Все участники рынка заметили улучшение на этом маршруте и массово предъявили товары к отгрузке. Как следствие, в ближайшее время будет наблюдаться рост ставок и увеличатся сроки ожидания отгрузки. Об этом уже пишут СМИ.    

 

Международные авиаперевозки ЮВА – РФ

Ситуация напоминает ситуацию на внутренних рейсах: очень много грузов предъявлено к перевозке в связи с положением дел на Дальнем Востоке и сезонным повышением спроса.

Провозные мощности снижены, так как Китайское правительство не продлило лицензию на адаптацию пассажирских авиасудов под грузовые перевозки. Остался только полностью грузовой флот. Кроме того, Китай сократил количество вылетов на терминал Шереметьево-Карго (SVO20 – ранее основной терминал по обработке грузовых перевозок. Одна из причин – загруженность терминала. На данный момент преимущественно самолёты прибывают на Москва Карго и Домодедово.

То есть: спрос возрос, а провозные мощности снизились.

Авиафрахт вырос в 1,5-2 раза и продолжает расти. Очередь по отгрузке от 7 до 14 суток.

 

Международные автоперевозки

Грузия – РФ

По словам перевозчиков, приоритет на пропуск на границе зависит от страны происхождения товара или регистрации фуры. Тысячи грузовых машин стоят в пробке на выезде из Грузии в Россию. При этом

«приоритетный пропуск» действует только для машин с грузинскими номерами или перевозящих местную продукцию. Об этом «Логирусу» рассказала представитель транспортной компании ООО «Русский транзит» Виктория   Афанасиади.   Их   фура   ждет   возможности   пересечь   КПП   «Казбеги»   уже   более    2 недель: ht

ЕС – РФ

После весенней стачки в Испании водители грузовиков снова объявили бессрочную забастовку. В понедельник 14 ноября в центре Мадрида около 1 500 дальнобойщиков протестовали против повышения цен на                 топливо  и других  расходов,  сообщает  «Onda cero»:

В целом ситуация нормальная, транспорт есть. Однако, ставки растут.

 

Последние новости

14.02.24

Минтранс разработал проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

14.02.24

Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) подвел итоги работы региональных центров поддержки экспорта (ЦПЭ) в 2023 году и определил регионы, в которых созданы лучшие условия для старта экспортной деятельности, рейтинг ЦПЭ был представлен в ходе Всероссийской конференции инфраструктуры подде

14.02.24

В конце января посол Казахстана в Литве Тимур Уразаев обсудил с Министром транспорта и коммуникаций Литвы Мариусом Скуодисом вопросы сотрудничества двух стран в транспортно-логистической отрасли.

Сообщается, что собеседники рассмотрели график и повестку совместных мероприятий на текущий год, в том